Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Реализация менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании
Авторы Ворожейкина А.В., Скоробренко И.А.
Серия Педагогика
Страницы 157 - 169
Аннотация Актуальность. В современном дополнительном профессиональном образовании особую актуальность приобретает проблема менторского сопровождения молодых педагогических кадров, что придаёт послевузовскому непрерывному образованию рефлексивный характер и позволяет сделать более эффективным процесс совершенствования их профессионального мастерства. Ментор как более опытный наставник способен не только передать свой опыт обучающимся в готовом виде, но и активно взаимодействовать с ними, оказывая необходимую консультативную помощь. Обращение к проблеме менторского сопровождения педагогических кадров обусловлено также тем, что современное образование характеризуется высокой ориентацией на принципы индивидуализации и персонализации, в наибольшей степени учитывающими индивидуальные образовательные запросы и раскрывающими профессиональный потенциал личности.Цель – выявить особенности и обосновать эффективность реализации технологии менторского сопровождения педагогических кадров в дополнительном профессиональном образовании.Методы исследования. Основными методами в работе являются контент-анализ, наблюдение, анкетирование, анализ и синтез информации, обобщение.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования состоит в том, что проблема менторского сопровождения рассмотрена в контексте непрерывного профессионального педагогического образования. Теоретическая значимость заключается в уточнении понятийного поля проблемы менторства. Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практической деятельности организаций непрерывного дополнительного профессионального педагогического образования.Результаты исследования. Раскрыты практические аспекты реализации менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании.Выводы. Делается вывод, что реализация технологии менторского сопровождения в непрерывном педагогическом образовании в максимальной степени способствует индивидуализации и персонификации образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования.
Ключевые слова дополнительное профессиональное педагогическое образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, менторинг, менторское сопровождение, индивидуализация, персонификация обучения.
Индекс УДК 378
DOI
Список цитируемой литературы 1. Астахова Л. В. Новые требования информационного подхода к образованию // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2022. № 1. С. 15–21.
2. Винтер Н. М. Актуальные проблемы и тренды подбора персонала в организации // Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 5. С. 268–273.
3. Ворожейкина А. В., Цилицкий В. С. Содержательно-методические аспекты реализации тьюторского и менторского сопровождения в системе непрерывного дополнительного профессионального образования // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 7. С. 771–777.
4. Дубовая Л. С., Давыденко А. А. Менторство как ресурс профессионального развития руководящих работников школ // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 5 (71). С. 141–157.
5. Ильясова О. А., Сайгушкина С. В., Поликарпова Н. В. Системный подход к оценке качества образования в учреждении дополнительного профессионального образования // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2021. № 1 (12). С. 49–55.
6. Красинская Л. Ф. Дополнительное профессиональное образование кадров: проблемы и пути их решения // Современные наукоёмкие технологии. 2021. № 7. С. 123–127.
7. Романова М. В., Константинов В. В. Профессиональная рефлексия и личностные характеристики студентов будущих педагогов-психологов // Известия Пензенского государственного педагогического университета имени В. Г. Белинского. Общественные науки. 2012. № 28. С. 1330–1333.
8. Малкина Е. А., Дубовая Л. С. Менторство как инструмент развития кадрового потенциала региональной системы общего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 2 (38). С. 29–34.
9. Фетисов А. С. Формирование профессиональной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Образование и общество. 2022. № 2 (133). С. 3–10.
10. Фролова С. В., Базарнова Н. Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-2. С. 213–216.
11. Харитонова О. С. Особенности внедрения компетентностного подхода к подготовке кадров в системе дополнительного профессионального образования // Менеджер. 2022. № 1 (99). С. 146–152.
12. Цибизова Т. Ю., Августан О. М., Сергеев Д. А. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования (сетевое издание). 2017. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26646 (дата обращения: 03.06.2023).
13. Челнокова Е. А., Сулимова И. Д., Григорян Н. М. Технологии тьюторства в системе высшего образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 4 (42). С. 91–95.
14. Якушкина М. С. Выбор индивидуального пути повышения квалификации работников образования // Человек и образование. 2020. №3 (64). С. 11–15.
15. Bolton-King R. S. Student mentoring to enhance graduates’ employability potential // Science & Justice. 2022. Vol. 62. № 6. P. 785–794.
16. Fischer D. Mentorieren: Zwischen kollegialer Begleitung, professionellem Anspruch und persцnlichem Zuspruch // Schul Verwaltung Spezial. 2008. № 1. P. 38–40.
17. Wang J., Shibayama S. Mentorship and creativity: Effects of mentor creativity and mentoring style // Research Policy. 2022. Vol. 51. P. 104.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 0

Лицензия Creative Commons