Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2023 №2

Название статьи Педагогическая модель формирования способности будущего преподавателя детской школы искусств к взаимодействию с родителями обучающихся
Авторы Мангасарова К.В.
Серия Педагогика
Страницы 181 - 195
Аннотация Актуальность исследования заключается в разработке и апробации педагогической модели, внедрение которой в образовательный процесс колледжа искусств способствует успешному формированию способности студента к взаимодействию с родителями обучающегося детской школы искусств. С применением системного подхода и основного его метода – моделирования – была спроектирована педагогическая модель, обеспечивающая в процессе профессиональной подготовки формирование способности будущего преподавателя к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств. Автором создана, верифицирована и описана педагогическая модель, реализация которой обеспечивает постепенное и упорядоченное развитие познавательно-ориентационного, эмоционально-ценностного, мотивационно-волевого и деятельностно-практического компонентов способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств. Актуальность исследования состоит в том, что реализуемая в настоящее время Концепция развития дополнительного образования (до 2030 г.), утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, ставит новые цели, достижение которых требует максимальной интеграции семьи музыкально одарённого ребёнка в образовательный процесс с установлением партнёрских отношений между субъектами образовательного процесса. Статья адресована специалистам, работающим в системе среднего профессионального образования, преподавателям детских школ искусств.Цель. На основе анализа теоретической и научно-методической литературы спроектировать педагогическую модель формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств, включающую в себя целевой, методологический теоретический, технологический и результативный блоки.Методы исследования. В процессе исследования использован комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, моделирование и др.) и эмпирические методы (анализ опыта преподавателей, работающих в системе среднего профессионального образования, педагогический эксперимент).Научная новизна / теоретическая и практическая значимость. Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что в его результате была спроектирована педагогическая модель формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся детской школы искусств, характеризующаяся иерархической соподчинённостью составляющих её компонентов. Нами были сформулированы педагогические принципы, внутренние и внешние факторы, а также педагогические условия формирования способности студента колледжа искусств к взаимодействию с родителями обучающихся в детской школе искусств.Результаты. Результатом исследования является теоретическое представление о процессе формирования у студента колледжа искусств способности взаимодействовать с семьёй музыкально одарённого ребёнка.Выводы. Успешное формирование способности к взаимодействию определяется опорой на общепедагогические (принцип систематичности и последовательности, принцип самостоятельности и активности, принцип уважения личности и требовательности к ней, принцип связи обучения и самообразования, принцип связи теории с практикой, принцип научности содержания и методов образовательного процесса, принцип прочности овладения знаниями) и специфические (принцип гармоничного формирования у студентов музыкальной и педагогической культуры, принцип создания положительного эмоционального фона образовательного процесса, принцип диалогизма, принцип сотрудничества, принцип индивидуального подхода в обучении, принцип контекстности в обучении) принципы; актуализацией внутренних (стимулирование познавательного интереса студента к осваиваемой профессии, осознание студентом важности взаимодействия с родителями для успешного обучения музыкально одарённого ребёнка в ДШИ; ретроспективная рефлексия студентами своего опыта обучения в ДШИ; развитая аксиосфера студента, утверждающая роль семьи в музыкальном развитии ребёнка; развитая эмоциональная сфера студента; потребность реализовать педагогическую направленность личности и достичь педагогического мастерства; установка на успешную педагогическую деятельность; способность управлять своими эмоциональными состояниями и проявлениями; коммуникативная культура студента; рефлексия собственной профессионально-педагогической деятельности в период практики) и внешних (интеграция проблематики семьи в содержание профессионального образования; включение переживания в основу методики преподавания психолого-педагогических дисциплин; психологически комфортная среда колледжа; создание активизирующей среды педагогического творчества в период прохождения педагогической практики) факторов.
Ключевые слова среднее профессиональное образование, колледж искусств, студент, преподаватель детской школы искусств, взаимодействие с родителями, музыкально одарённый ребёнок, педагогическая модель
Индекс УДК 5.7.6.
DOI
Список цитируемой литературы 1. Байбикова Г. М. Коммуникативная подготовка педагога-музыканта: подходы, содержание, методы // Наука. Искусства. Культура. 2015. № 2 (6). С. 193–200.
2. Басалаева Н. В. Становление ценностно-смыслового отношения к будущей профессии у студентов // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 11. С. 113–118.
3. Березняк А. В. Коммуникативная компетентность как компонент подготовки учителя музыки: на материале работы в классе фортепиано: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2007. 206 с.
4. Бочкарева О. В. Творчество как смысловая ценность дидактического диалога // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 8. C. 158–166.
5. Витвицкая Л. А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 10-1. C. 77–82.
6. Грибкова О. В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: дис. … докт. пед. наук. Москва, 2010. 365 с.
7. Жакупова Я. Т. Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-коммуникативной культуры педагогов-музыкантов в колледже: дис. … канд. психол. наук. Челябинск, 2009. 250 с.
8. Козырева О. А., Козырев Н. А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8. URL: http://human/snauka.ru/2015/08/12213 (дата обращения: 24.02.2023).
9. Моздыков А. В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: дис. … канд. пед. наук. Москва, 2001. 151 с.
10. Пиджоян Л. А. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога-музыканта: учебно-методическое пособие к практическим занятиям. Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. 55 с.
11. Разовская И. Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов: дис. … канд. психол. наук. Москва, 1998. 183 с.
12. Рущишина А. А., Рачковская Н. А. Педагогическая модель развития профессионального интереса студентов техникума в процессе внеучебной деятельности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 2. С. 32–41. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-2-32-41.
13. Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов техникума во внеучебной деятельности: дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2020. 206 с.
14. Сафронова О. Г. Развитие коммуникативной культуры студентов музыкального колледжа в процессе хормейстерской подготовки: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2005. 153 с.
15. Степанова Н. В. Развитие коммуникативно-исполнительских качеств у студентов музыкального колледжа в классе фортепиано: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2011. 224 с.
16. Цибульникова В. Е., Федорова Е. Н. Смыслосозидательный континуум профессиональной деятельности учителя // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 275–279.
17. Цибульникова В. Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6–17. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-4-6-17.
18. Цибульская В. А., Рачковская Н. А. Педагогическая модель формирования положительного оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста // Современное педагогическое образование. 2021. № 5. С. 91–97
19. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Издательство Международного института дизайна и сервиса, 2010. 317 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 1

Лицензия Creative Commons