Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2023 №2

Название статьи Специфика семантического пространства представлений о волонтёрстве у студентов
Авторы Васильева И.В., Чумаков М.В.
Серия Психологические науки
Страницы 6 - 18
Аннотация Цель: Выявить различия в структуре представлений о волонтёрстве у студентов университета, имеющих и не имеющих опыта волонтёрской деятельности.Процедура и методы: 173 участника формулировали ассоциации на слово «волонтёрство». Обработка данных: частотный анализ, z-тест.Результаты. Между группами отсутствуют статистически значимые различия в частоте семантических групп ассоциаций относительно волонтёрства. Таким образом, представления студентов, не имеющих опыта волонтёрской деятельности, адекватно отражают содержание и смысл этой деятельности. Единственное отличие касается рейтинга семантической группы ассоциаций, связанных с деятельной вовлечённостью. У студентов, не имеющих опыта волонтёрства, эта группа занимает четвёртую позицию из пяти возможных, а у студентов-волонтёров – вторую позицию.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты данного исследования могут применяться при подготовке участников волонтёрского движения в университетах.1
Ключевые слова волонтеры, вуз, волонтерская деятельность, представления, студенты
Индекс УДК 159.99
DOI
Список цитируемой литературы 1. Абдуллаева М. М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональной активности современных специалистов // Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 2021. № 2. С. 100–122.
2. Бархаев А. Б. Социально-психологические условия вовлечения волонтёров в деятельность общественных организаций // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 1 (3). С. 79–87.
3. Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтёрской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 161–169. DOI :10.20323/1813-145X-2022-5-128-161-169.
4. Литвинова Е. С., Бушмина О. Н. К вопросу о студенческом волонтёрстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 55–56. DOI: 1026140/bgz3-2021-1002-0012.
5. Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И. Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтёрства // Вестник Российской международной академии туризма. 2019. № 2. С. 24–34.
6. Перич Ю., Леко Cимич М., Певная М. В. Поколение Z и волонтёрство: перспектива национальной культуры // Образование и наука. 2021. № 23 (1). С. 44–72. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-1-44-72.
7. Рассадина Т. А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 44–58.
8. Расходчикова М. Н., Сачкова М. Е. Взаимосвязь психологических особенностей студентов и их готовности к волонтёрской деятельности // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 85–95. DOI: 10.17759/pse.2019240608.
9. Arnon L., Almog-Bar M., Cnaan R. A. Volunteer Engageability: A Conceptual Framework// Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2022. № 28. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 30.03.2023).
10. Bazan D. , Nowicki M., Rzymski P. Medical students as the volunteer workforce during thCOVID -19 pandemic: Polish experience // International Journal of Disaster Risk Reduction. 2021. № 55. P. 102–109. DOI: 10.1016/j.ijdrr.2021.102109.
11. Evans C. , Yusof Z. N. Volunteering: Aviable alternative work experience for university students?// Industry and Higher Education. 2022. URL: https://journals.sagepub.com (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1177/09504222221093180.
12. Febriani D. M., Selamet J. College Students’ Intention to Volunteer for Non-profit Organizations: Does Brand Image Make a Difference? // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2020. № 32 (2). Р. 166–188. DOI: 10.1080/10495142.2019.1656136.
13. Fenyes H., Markos V. , Mohacsi M. Volunteering Among Higher Education Students as Part of Individual Career Management // Corvinus Journal of Sociology and Social Policy. 2021. № 12 (2). Р. 3–22. DOI: 10.14267/CJSSP.2021.2.1.
14. Geng Y., Huang C. C. , Deng G. Volunteering and psychological wellbeing in college students in China // Asian Social Work and Policy Review. 2022. № 16. P. 185–196. DOI: 10.1111/aswp.12258.
15. Haski-Leventhal D. , Paull M., Young S. The multidimensional benefits of university student volunteering: Psychological contract, expectations, and outcomes // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2020. Vol. 49. № 1. P. 113–133. DOI: 10.1177/0899764019863108.
16. Kulik L. A multi-variable model for explaining long-term commitment to volunteering among COVID -19 volunteers // Analyses of Social Issues and Public Policy. 2022. Vol. 22. № 3. P. 794–816. DOI: 10.1111/asap.12322.
17. Sewell M. N., Napolitano C. M., Roberts B. W. The social, emotional, and behavioral skill antecedents to college students’ volunteering during the COVID -19 pandemic// Journal of Research on Adolescence. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/36717975 (дата обращения: 30.03.2023).
18. Wakefield J. R. H., Bowe M., Kellezi B. Who helps and why? A longitudinal exploration of volunteer role identity, between-group closeness, and community identification as predictors of coordinated helping during the COVID -19 pandemic // British Journal of Social Psychology. 2022. Vol. 61. № 3. P. 907–923. DOI: 10.1111/bjso.12523.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons