Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2023 №2

Название статьи Гибкость мышления как ресурс переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций
Авторы Дмитриева Ю.А., Калашникова А.С.
Серия Психологические науки
Страницы 36 - 49
Аннотация Цель. Изучить специфику структуры ресурсов переживания стрессовых и фрустрирующих ситуаций у студентов с разным уровнем переживания стресса.Процедура и методы. Выборка исследования включала 65 студентов и была разделена на две группы по уровню переживания стресса. В исследовании использовались методика «Гибкость мышления» А. С. Лачинса, «Шкала психологического стресса PSM-25» Лемура-Тесье-Филлиона и фрустрационный тест Розенцвейга.Результаты. На основании результатов факторного анализа установлено, что существует специфика структуры ресурсов переживания ситуаций стресса и фрустрации у студентов с разным уровнем стресса. Студенты с высоким уровнем стресса склонны обвинять внешнее окружение и использовать реакции самозащиты. Студенты с низким уровнем стресса, наоборот, ищут способы удовлетворения потребности, и гибкость мышления используется ими как ресурс успешного совладания со стрессом.Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование вносит вклад в изучение гибкости мышления как ресурса совладания со стрессовыми и фрустрирующими ситуациями. Выявленная специфика структуры ресурсов переживания стрессовых ситуаций позволит дополнить тренинговые программы совладания со стрессом.
Ключевые слова гибкость мышления, переживание стресса, ресурсы переживания стресса, ситуации фрустрации, стресс
Индекс УДК 159.9.072
DOI
Список цитируемой литературы 1. Анцыферова Л. И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 57–117.
2. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. № 6 (94). С. 760–771.
3. Бызова В. М., Перикова Е. И. Гибкость мышления как когнитивный ресурс психологического здоровья молодёжи // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. № 1. С. 182–188.
4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
5. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности // Journal of Scientific Research Publications. 2014. № 4 (8). С. 104–108.
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер, 2009. 336 с.
7. Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
8. Гадаборшева З. И. Формирование психологической устойчивости личности студентов педагогического вуза: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пятигорск, 2015. 23 с.
9. Гущин Д. М. Акмеологическая профилактика стресс-фрустрационных состояний специалистов спецподразделений: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 с.
10. Ермакова Е. С. Психологические закономерности формирования гибкости продуктивного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2006. 42 с.
11. Залевский Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Издательство Томского университета, 1993. 272 с.
12. Ишимова А. И. Влияние глобальной цифровизации на психоэмоциональное состояние учащихся // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19 января 2022 г. / под ред. М. А. Терентьевой. Чебоксары: Среда, 2022. С. 168–170.
13. Левицкая Т. Е., Богомаз С. А. К проблеме изучения гибкости мышления как личностного ресурса психического здоровья школьников // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16–17. С. 45–51. DOI: 10.17223/17267080.
14. Нестик Т. А. Глобальные риски как психологический феномен // Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений РАН. 2016. № 1 (50). С. 24–28. DOI: 10.20542/2307-1494-2020-2-9-26.
15. Нестик Т. А., Журавлев А. Л. Человек в условиях глобальных рисков: социально-психологический анализ. М.: Издательство Института психологии РАН, 2020. 594 с.
16. Селье Г. Стресс без дистресса / пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 49 с.
17. Тимощенко А. С., Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А. Адаптационные ресурсы субъектов с разным типом выбора жизненного пути в стрессовой ситуации организационных изменений // Психология. Психофизиология. 2020. Т. 13. № 4. С. 49–57.
18. Хазова С. А. Креативность как ресурс совладающего поведения // Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 35-летию Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, Омск, 12–13 ноября 2009 г. / под ред. Л. И. Дементий. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2009. С. 111–115.
19. Barak M., Levenberg A. Flexible thinking in learning: An individual differences measure for learning in technology-enhanced environments // Computers & Education. 2016. № 99. P. 39–52. DOI: 10.1016/j.compedu.2016.04.003.
20. D acillo M., Dizon J., Ong E. Videoconferencing fatigue and online student engagement among Filipino senior high school students: A mixed methods study// Frontiers in Education. 2022. № 7. URL:https://www.frontiersin.org (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/feduc.2022.973049.
21. D elussu F., Tizzoni M., Gauvin L. Evidence of pandemic fatigue associated with stricter tiered COVID -19 restrictions// PLOS Digit Health. 2022. № 1 (5). URL: https://journals.plos.org (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1371/journal.pdig.0000035.
22. Gabrys R. L., Tabri N., Anisman H. Cognitive Control and Flexibility in the Context of Stress and Depressive Symptoms: The Cognitive Control and Flexibility Questionnaire// Frontiers in Psychology. 2018. № 9. URL: https://www.frontiersin.org/articles (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02219.
23. Grażyna W., Szymon M., Jakub K. Mental Health, Well-Being, and Psychological Flexibility in the Stressful Times of the COVID -19 Pandemic// Frontiers in Psychology. 2021. № 12. URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.3389/fpsyg.2021.647975.
24. Işıl U. K., Esma G. E. A New Exhaustion Emerged with COVID -19 and Digitalization: A Qualitative Study on Zoom Fatigue // OPUS Journal of Society Research. 2022. № 19. P. 366–379. DOI: 10.26466//opusjsr.1069072.
25. Pellerin N., Raufaste E., Corman M. Psychological resources and flexibility predict resilient mental health trajectories during the French covid-19 lockdown// Scientific Reports. 2022. № 12. URL: https://www.nature.com/articles (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1038/s41598-022-14572-5.
26. Singh P., Bala H., Lal D ey B. Enforced remote working: The impact of digital platforminduced stress and remote working experience on technology exhaustion and subjective wellbeing // Journal of Business Research. 2022. № 151. P. 269–286. DOI: 10.1016/j.jbusres.2022.07.002.
27. Skulmowski A., Standl B. COVID -19 information fatigue? A case study of a German university website during two waves of the pandemic// Human Behavior and Emerging Technologies. 2021. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 30.03.2023). DOI: 10.1002/hbe2.260.
28. Weiss S., Wilhelm O. Is Flexibility More than Fluency and Originality? // Journal of Intelligence 10: 96. 2022. DOI: 10.3390/jintelligence10040096.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons