Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2023 №2

Название статьи Представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения
Авторы Лисичкина А.Г., Трушина И.А., Емельянова Л.А.
Серия Психологические науки
Страницы 87 - 98
Аннотация Цель. Проанализировать и описать представления юношей и девушек о жизненных достижениях и успешности в контексте профессионального самоопределения.Процедура и методы. Исследование основано на данных разработанного нами интервью. Интервью фокусировалось на представлениях молодых людей о будущей жизни, о перспективах, планах относительно будущей жизни. В исследовании приняли участие 10 юношей и 22 девушки в возрасте 15–23 лет, средний возраст респондентов – 18 лет, 10 школьников, 22 студента.Результаты. Анализ результатов позволяет сделать предварительный вывод, что полученные результаты соответствуют описанному феномену двуплановости самоопределения в раннем юношеском возрасте.Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты позволяют предположить возрастную обусловленность динамики самоопределения, не зависящую от социально-экономических обстоятельств.
Ключевые слова профессиональное самоопределение, успешность обучения, феномен двуплановости самоопределения
Индекс УДК 159.9.072
DOI
Список цитируемой литературы 1. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
2. Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2019. 423 с.
3. Бусыгина Н. П. Ракурсы интерпретации в качественных исследованиях // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 121–133.
4. Вилюнас В. К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с5. Гаврилова Т. А., Швец Ф. А. Опросник «Возрастно-статусное самосознание подростка»: теоретическое и психометрическое обоснование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2020. № 2. С. 87–100. DOI: 10.18384/2310-7235-2020-2-87-100.
5. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: дис. … д-ра психол. наук. М., 1996. 261 с.
6. Данилова Е. Е. Особенности мотивационной сферы современных российских школьников: содержание, возрастная динамика, роль образовательной среды // Вестник Мининского университета. 2022. Т. 10. № 1. С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-6.
7. Изард К. Э. Психология эмоций / пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
8. Кондратюк Н. Г., Бурмистрова-Савенкова А. В., Моросанова В. И. Шкала карьерноадаптационных способностей М. Савикаса и Э. Порфели: психометрические характеристики русскоязычной версии на выборке подростков // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2021. Т. 18. № 3. С. 555–575. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-3-555-575.
9. Лисичкина А. Г., Трушина И. А., Емельянова Л. А. Эмоциональные характеристики профессиональных установок старшеклассников // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022. Т. 8. № 3. С. 95–107. DOI: 10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-9.
10. Манукян В. Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18–27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 3. C. 129–140. DOI: 10.17759/pse.2022270310.
11. Митрофанова Е. С. (Не)время взрослеть: как меняется возраст наступления дебютных биографических событий у россиян // Демографическое обозрение. 2020. Т. 7. № 4. С. 36–61.
12. Нартова-Бочавер С. К., Силина О. В. Психологические границы личности: взросление и культура. М.: Памятники исторической мысли, 2018. 120 c.
13. Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
14. Толстых Н. Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 4. C. 7–24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402.
15. Шевкова Е. В., Березина Е. М., Полянина О. И. Современные практики развития взрослости: философские и психологические аспекты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 2. С. 221–228. DOI: 10.17072/2078-7898/2018-2-221-228.
16. Шилова Н. П., Владыко А. К. Этапы взросления в российском современной культуре // Сибирский психологический журнал. 2021. № 82. С. 37–53. DOI: 10.17223/17267080/82/317.
17. Шинина Т. В., Митина О. В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. C. 50–68. DOI: 10.17759/pse.2019240104.
18. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации: избранные психологические труды / под ред. Е. М. Борисовой. Воронеж: МОДЭК, 1998. 304 с.
19. Ярошевская С. В., Сысоева Т. А. Представления студентов об успешности обучения: темы, ориентиры и противоречия // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 1. С. 92–101. DOI: 10.17759/pse.2021260106.
20. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through thetwenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 5. P. 469–480. DOI: 10.1037/0003-066x.55.5.469.
21. Braun V. , Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. Vol. 3. № 2. P. 77–101. DOI: 10.1191/1478088706qp063oa.
22. Braun V. , Clarke V. , Hayfield N. Thematic Analysis // Handbook of Research Methods in Health Social Sciences. Singapore: Springer, 2019. P. 843–860. DOI: 10.1007/978-981-10-2779-6_103-1.
23. Twenge J. M., Campbell S. M., Hoffman B. J. Generational differences in work values: leisure and extrinsic values increasing, social and intrinsic values decreasing // Journal of Management. 2010. Vol. 36. № 5. P. 1117–1142. DOI: 10.1177/0149206309352246.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

Лицензия Creative Commons