Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2023 №3
Название статьи | ТЕМА РАСКОЛА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ А. Н. ТОЛСТОГО (ПО РОМАНУ «ПЁТР ПЕРВЫЙ») |
Авторы | Червоненко С.М. |
Серия | Русская филология |
Страницы | 126 - 134 |
Аннотация | Цель. Показать особенности раскрытия автором обстоятельств церковного раскола XVII в., их влияния на общество, дать подробный анализ нескольких созданных А. Н. Толстым образов старообрядцев и картин их деятельности, прокомментировать авторское изображение уклада жизни в скитах староверов, их нравственного и духовного состояния.Процедура и методы. Для раскрытия темы используются аналитический и сравнительный методы исследования художественного текста. Автором исследования даётся подробный анализ монашествующих и патриарха. В центре исследования внутренние, духовные проблемы населения, нравственной потерянности, поиск отдельными персонажами правды, истинной духовной опоры. Проясняются конкретные методы, благодаря которым автору удалось вслед за Д. Мережковским оригинально запечатлеть основные грани состояния России в эпоху петровских реформ. Особое внимание уделяется изображению художественной детали.Результаты. В ходе исследования выявлены стилистические особенности, которые помогают автору в его стремлении к реалистическому изображению исторического периода. Проясняется вопрос об авторском понимании влиянии церковного раскола на духовную и нравственную, а также хозяйственную жизнь страны. Анализируются и проясняются образы раскольников, монашествующих и самого патриарха.Теоретическая и/или практическая значимость. Исследование подтверждает, что духовные проблемы занимают в творчестве А. Н. Толстого далеко не последнее место. Значимость работы заключается в углублённом и конкретном осмыслении пластического воплощения заявленной темы. |
Ключевые слова | А. Н. Толстой, автор, конфликт, монах, мотив, народ, реформы, старообрядцы, церковный раскол |
Индекс УДК | 82-3 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Венедиктова Т. Д., Логутов А. В. Прагматика и медиология литературного текста // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2020. № 1. С. 42–54. 2. Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 2005. 288 с. 3. Корнилова С. И., Тернова Т. А., Радионова А. В. Лиро-философский метатекст в русской литературе. Смоленск: Смоленский университет, 2019. 412 с. 4. Крюкова А. М. А. Н. Толстой и русская литература: Творческая индивидуальность в литературном процессе. М.: Наука, 1990. 257 с. 5. Кулакова В. А. Роль синтаксических конструкций в создании образа персонажа // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей, посвящённый 80-летнему юбилею профессора Льва Феодосьевича Копосова. Вып. XIX / сост. Л. Ф. Копосов, Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская. М.: Принтика, 2020. С. 232–240. 6. Леденёва В. В. О потенциальных словах в текстах феерии // Русский язык: история, диалекты, современность: сборник научных статей, посвящённый 80-летнему юбилею профессора Льва Феодосьевича Копосова. Вып. XIX / сост. Л. Ф. Копосов, Ю. В. Коренева, О. В. Ряховская. М.: Принтика, 2020. С. 232–240. 7. Мандельштам О. Э. Слово и культура: статьи. М.: Советский писатель, 1987. 320 с. 8. Моторин А. В. Духовные направления в русской словесности ХIХ века. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2012. 504 с. 9. Моторин А. В. Теория русской словесности. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2013. 300 с. 10. Овчаренко О. А. Сюжет, фабула, композиция. Теория литературы. Т. II. Произведение. М.: ИМЛИ РАН, 2011. 376 с. 11. Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М.: Высшая школа, 2007. 535 с. 12. Сорокина В. В. Литература между мирами // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2021. № 1. С. 113–121. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 0 |
