Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки / 2023 №3
Название статьи | Школьные учебники истории СССР в современных историографических источниках |
Авторы | Сотников А.А. |
Серия | История и политические науки |
Страницы | 97 - 105 |
Аннотация | Цель. Определить разработанность учёными-историками одной из составляющих государственной исторической образовательной политики СССР – вопросов, связанных с созданием и содержанием школьных учебников истории.Процедура и методы. В статье рассмотрены современные историографические источники, посвящённые вопросам, связанным с созданием и анализом содержания школьных учебников истории СССР. При проведении исследования применён сравнительно-историографический метод, а также методы наблюдения, обобщения и интерпретации результатов.Результаты. В ходе работы были выявлены существующие методы работы со школьными учебниками в качестве историографических источников, определена степень разработанности данного вида источников в современных исторических исследованиях, обобщены выводы историков, научные работы которых были посвящены школьным учебникам истории СССР.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в историографическое исследование современных источников, посвящённых государственной исторической образовательной политики СССР. |
Ключевые слова | учебник истории, школьное образование, образовательная политика СССР, историографические источники1 |
Индекс УДК | 93/94 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Бухараев В.М. По эту сторону событий и фактов: идейно-политические задачи учебных текстов по истории // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 2-2. С.189–195. 2. Дущенко Е.С. К вопросу о советских учебниках по истории: деятельность А.В.Ш естакова // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 6. С.279–283. 3. Кадзоева Т.М. Школьный учебник истории как компонент советской системы образования к концу 1980-х годов // Наука и школа. 2020. № 2. С.226–232. 4. Кадзоева Т.М. Эволюция школьного учебника истории в отечественной научно-методической литературе (1960-е – 2010-е гг.) // Школа будущего. 2020. № 5. С.54–67. 5. Лебедев А.С. Преподавание истории в советских школах в 1920-е – первой половине 1930-х годов // Modern Science. 2020. № 3-1. С.163–167. 6. Мясникова О.Н. Основные принципы школьного исторического образования в ССС Р в доперестроечный период // Альманах современной науки и образования. 2007. № 7-1. С.124–128. 7. Огоновская И.С. Школьный курс отечественной истории как инструмент формирования советского человека образца 1930-х годов // Советский проект. 1917–1930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сб. науч. трудов / под ред. О.В.Горбачева, Л.Н.Мазур. Екатеринбург, 2018. С.463–477. 8. Огоновская И.С. Эксперименты XXвека и их цена (по материалам школьных учебников Отечественной истории XX –XXIвеков) // Челябинский гуманитарий. 2012. № 2. С.61–71. 9. Пепелина Н.И. Из истории народного образования в ССС Р в 1930-х годах: работа над школьным учебником Отечественной истории // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова. История и политология. 2013. № 2. С.19–32. 10. Пепелина Н.И. Опыт создания советского школьного учебника по истории // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. 2011. № 2. С.96–109. 11. Пепелина Н.И. Эволюционные процессы в советском школьном историческом образовании 1920–1930-х годов: дис....канд. ист. наук. Москва, 2011. 215 с. 12. Фукс А.Н. Школьные учебники по отечественной истории как историорафический феномен (конец XVIIв. – вторая половина 1930-х гг.). М.: МГОПУ, 2017. 420 с. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 3 |
