Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2023 №4

Название статьи СИГНАТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В СЛОЖНОМ СИНТАКСИЧЕСКОМ ЦЕЛОМ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»)
Авторы Папуша И.С.
Серия Русская филология
Страницы 8 - 20
Аннотация Цель. Выявить свойства ядерных гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого как языковой единицы и как интегранта/конституента текста.Процедура и методы. В работе рассмотрены лексемы ядерных гермов поля языкового напряжения сложного синтаксического целого, функционирующие в макротексте как сигнатуры художественного образа. При проведении исследования применены методы сплошной выборки, наблюдения, обобщения, интерпретации результатов и комплексный уровневый анализ сложного синтаксического целого.Результаты. В ходе исследования было выявлено, что ядерные гермы поля языкового напряжения сложного синтаксического целого проявляют сигнатуры художественного образа как те знаки, которые позволяют выявить смыслы, отражающие и идиостиль автора, и систему его мировоззрения, и противоречия этой системы.Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию сложного синтаксического целого как языковой единицы, реализующей развёрнутое высказывание.
Ключевые слова герм, поле языкового напряжения, развёрнутое высказывание, сигнатуры художественного образа, сложное синтаксическое целое
Индекс УДК 81.367
DOI
Список цитируемой литературы 1. Борисова Е. Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. 2009. № 35 (173). Вып. 37. С. 20–26.
2. Герасименко Н. А. Описание внешности человека как способ выражения отношения к нему // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 г. / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. М.: МАНПО, 2018. С. 86–90.
3. Гусейнов А. А. Философское наследие Л. Н. Толстого // Философский журнал. 2018. Т. 11. № 2. С. 5–21.
4. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001. 270 с.
5. Папуша И. С. Гермы поля языкового напряжения сложного синтаксического целого как средство создания художественного образа // Рациональное и эмоциональное в русском языке: сборник трудов Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Заслуженного деятеля науки России, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой современного русского языка МГОУ Павла Александровича Леканта, Москва, 24–25 ноября 2017 г.). М.: ИИУ МГОУ, 2017. С. 360–364.
6. Соловьёв В. С. Смысл любви. М.: Путь, 1995. 288 с.
7. Тороп П. Тотальный перевод. Тарту: Научный поиск, 1995. 256 с.
8. Чурилина Л. Н. «Языковая личность» в художественном тексте. М.: Флинта: Наука, 2011. 236 с.
9. Шаталова О. В. Свет, блеск и сияние поэтического языка прозы М. М. Пришвина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2023. № 1. С. 28–36.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 0

Лицензия Creative Commons