Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2023 №4
Название статьи | СИСТЕМА ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОБРАЗОВ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА (ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ И ИДИОСТИЛЕВОЙ АСПЕКТЫ) |
Авторы | Крюкова Л.Б., Хизниченко А.В. |
Серия | Русская филология |
Страницы | 58 - 73 |
Аннотация | Цель. Анализ перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака в их системном взаимодействии.Процедура и методы. Основным методом является лингвостилистический анализ текста с привлечением лексикографического описания, семантического и сопоставительного анализа.Результаты. Обоснована актуальность изучения перцептивной картины мира в идиостилевом аспекте, что подтверждается количественными показателями и результатами сопоставительного анализа оригинальных и переводных текстов. Выявлено, что многоаспектность восприятия мира в поэтическом творчестве Б. Л. Пастернака вербализована сложной системой перцептивных образов. Доказано, что перцептивность, лежащую в основе художественной образности, необходимо рассматривать как важный фактор текстообразования.Теоретическая и/или практическая значимость исследования связана с разработкой модели описания перцептивных образов в их системном взаимодействии. Анализ перцептивных единиц является одним из актуальных способов изучения авторского идиостиля в рамках лингвоперсонологического подхода к рассмотрению поэтического произведения. |
Ключевые слова | восприятие, идиостиль, перцептивный образ, поэтическая картина мира, семантика |
Индекс УДК | 81’42 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Авдевнина О. Ю. Перцептивная семантика: закономерности формирования и потенциал художественной реализации. Саратов: Саратовский университет, 2013. 340 с. 2. Авдевнина О. Ю. Ситуация восприятия в аспекте её синтаксического и художественного моделирования. Саратов: Саратовская государственная юридическая академия, 2022. 416 с. 3. Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. СПб.: САГА, 2001. 384 с. 4. Бондарко А. В. К вопросу о перцептивности // Сокровенные смыслы: Слово. Текст. Культура. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 276–282. 5. Бурцева Т. А. Мелизмы в ритмике поэтического языка Б. Л. Пастернака // Учёные записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 5. C. 99–105. 6. Колесов И. Ю. Интерпретирующая функция языка: перцептивно-пространственная акцентуация в картине мира // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020. № 1 (37). С. 67–81. 6. Корычанкова С., Крюкова Л., Хизниченко А. Поэтическая картина мира сквозь призму категории перцептивности. Brno: Masarirykova univerzita, 2016. 236 с. 7. Лаврентьева Н. В. Образ сирени в творчестве Б. Л. Пастернака // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 6. Ч. 2. С. 107–110. 8. Лаврова С. Ю. Говорящий как наблюдатель: лингвоаксиологический аспект. Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. 240 с. 9. Олицкая Д. А., Крюкова Л. Б. Авторское мировосприятие и способы его языкового выражения в оригинальной и переводной поэзии Б. Пастернака // Мир русского слова. 2012. № 4. С. 92–100. 10. Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: URSS, 2004. 528 с. 11. Применение VISUAL BASIC в количественных исследованиях частотных словарей поэтических книг / В. С. Баевский, И. В. Романова, Т. А. Самойлова, О. А. Смагина // Математическая морфология. Электронный математический и медико-биологический журнал. 1999. Т. 3. Вып. 2. С. 119–131. 12. Фатеева Н. А. Поэт и проза: книга о Пастернаке. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 399 с. 13. Халикова Н. В. Категория образности художественного прозаического текста: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 2004. 45 с. 14. Халикова Н. В. Словесный образ «облака движутся» в текстах произведений и дневников М. М. Пришвина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2023. № 1. С. 19–27. 15. Халикова Н. В. Cловесный образ ромашки в поэтической флористике // Русский язык в славянской межкультурной коммуникации: сборник научных трудов по итогам международной научной конференции, посвящённой 75-летию со дня рождения доктора филологических наук, профессора К. А. Войловой, 1 марта 2018 г. / отв. ред. О. В. Шаталова. М.: Московский государственный областной универстет, 2018. С. 337–344. 16. Хизниченко А. В., Крюкова Л. Б. Проект словаря перцептивных образов поэтического творчества Б. Л. Пастернака // Вопросы лексикографии. 2018. № 13. С. 44–57. 17. Эткинд Е. Исследования по истории и теории художественного перевода: в 2 кн. Кн. I. Поэзия и перевод. СПб.: Петрополис, 2018. 424 с. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 1 |
