Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика / 2012 №3

Название статьи Коммуникативная обусловленность вербализации концепта «кризис» в экономическом дискурсе
Авторы Серебрякова С.В., Сидельникова Е.А.
Серия Лингвистика
Страницы 64 - 69
Аннотация В данной статье представлен анализ лексико-семантического поля концепта «кризис». Определяются понятия «поле» и «концепт». C помощью психолингвистического метода формулируется обобщённая дефиниция концепта «crisis». Посредством компонентного анализа выявлены семы изучаемой дефиниции. Раскрыта структура лексико-семантического поля «crisis», его ядро и периферия. Контекстуальный анализ позволил выявить структурные схемы сочетаемости базовой номинации концепта. Выявлена его деривационная наполняемость. Проведённый эксперимент помог определить, что периферийные концептуальные признаки концепта «кризис», как и само слово-стимул, получают однозначно негативную оценку, что свидетельствует об открытом способе изложения информации. Приведены примеры нивелирования негативной нагрузки языковой единицы «кризис». Выявлена коммуникативно-прагматическая обусловленность вербализации концепта «кризис» в целях блокирования / порождения информации в публицистическом экономическом дискурсе.
Ключевые слова экономический дискурс, семантическое поле, концепт, ядерное значение, периферия, порождение информации, блокирование информации
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Абрамов В.П. Семантические поля русского язы- ка: Монография. - М.: Краснодар: Акад. пед. и соц. наук РФ, Кубанский гос. ун-т, 2003. - 338 с.
2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фра- зеологической семиотике языка. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1996. - 104 с.
3. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвис- тику: Монография. - М.: Прогресс, 1978. - 544 с.
4. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
5. Никитин М.В. Курс лингвистической семанти- ки: учебное пособие для студентов, аспирантов и преподавателей лингвистических дисциплин в школах, лицеях, колледжах и вузах. - СПб.: На- учный центр проблем диалога, 1996. - 760 с.
6. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: Монография. - М.: Гнозис, 2007. - 407 с.
7. Серебрякова С.В. Градуальность семантических связей в границах синонимико-антонимической парадигмы признаковых слов // Герценовские чтения. Иностранные языки: Материалы меж- вузовской научной конференции. - СПб.: Изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - С. 214-216.
8. Oxford Learners Thesaurus A dictionary of synonyms. - Oxford University Press, Diana Lea, 2008. - 1008 р.
9. Trier J. Der Deutsche Wortschatz. Bd. I. - Heidelberg: Winter in Sinnbezirk des Vestandes, 1931. - S. 347.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 22

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.