Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2010 №4
Название статьи | ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ПЕДАГОГОВ |
Авторы | Плахотникова И.В. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 27 - 33 |
Аннотация | В статье представлены ре- зультаты исследования, проведённого в обще- образовательных учреждениях Московской области в форме анкетирования на выявление сформированности у педагогов и осознаннос- ти ими понятия смысла жизни. Выявлены (в ходе исследования) разные представления о смысле жизни и позиции по определению значимости и сущности рассматриваемой ка- тегории. Многообразие и противоречивость трактовок соответствующего философского концепта педагогами проиллюстрированы примерами из их суждений (часть педагогов категории «смысл жизни» и «акме» связыва- ют с личностным развитием, а часть - с про- фессиональными достижениями). Сопостав- лены ответы респондентов на вопросы анкеты с разных сторон: влияние различных факто- ров на обретение смысла и ценностей в жизни (профессии, профессиональных достижений, учебных дисциплин и т. д.). Данные сравни- тельного анализа приведены в процентном от- ношении. В результате исследования удалось выявить две противоположные тенденции: с достижением определённого возраста у одних педагогов на первый план выходит личное, семья, а у других - профессиональное самосо- вершенствование, достижение мастерства и передача своего опыта молодому поколению. |
Ключевые слова | смысл жизни, акме, личность педагога, рефлексия, самореализация, личностное и профессиональное самосовершенствование |
Индекс УДК | |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и двойной кризис в жизни человека// Психологический журнал, Т.19. 1998. №5. 2. Деркач А.А. Проблемы смысла жизни // Воп-росы психологии. №1. 1999. 3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. 4. Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учи- теля /В кн. «Современные проблемы смысла жизни и акме». Москва - Самара, 2002. 5. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1996. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 4 |
