Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2012 №3
Название статьи | Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье |
Авторы | Шульга Т.И., Антипина М.А. |
Серия | Психологические науки |
Страницы | 32 - 40 |
Аннотация | В статье раскрываются особенности эмоциональной среды замещающей семьи с приемны- ми детьми младшего возраста по сравнению с родной (кровной) семьей. Выделены критерии эмоциональной среды семьи, ее показатели и проявления в замеща- ющей семье с приемным ребенком и в родной семье. Подробно описаны особенности эмоционального состо- яния младших школьников в двух видах семей, их эмо- циональное отношение к членам замещающей и родной семьи, эмоции, исходящие от членов семьи, и особен- ности семейных систем. Описаны результаты отноше- ния приемных детей к замещающей семье и ее членам. На основе проведенного исследования показано, что младшие школьники более позитивно относятся к ма- тери, чем к отцу. Именно позитивный образ замеща- ющей мамы является для приемных детей основой их положительного эмоционального состояния в семье. Особое место в создании эмоциональной среды семьи занимает организация родителями совместного прове- дения досуговой деятельности. |
Ключевые слова | обогащенная и обедненная среда семьи, эмоциональная среда семьи, замещающая семья, приемные дети, деинституционализация, привязанности, социализация, десоциализация, адаптация, досуговая среда |
Индекс УДК | |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особен- ностей личности младшего школьника: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - М., 2008. - 21 с. 2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 22 с. 3. Иванова И.М. Социально-педагогическая реаби- литация детей в условиях приемной семьи: Авто- реф. дис. …канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 20 с. 4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Про- фессиональная замещающая семья. - М., 2006. - 368 с. 5. Семья Г.В. Основы психологической защищен- ности детей, оставшихся без попечения роди- телей: Автореф. дис. …докт. психол. наук. - М., 2004. - 57 с. 6. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации вы- пускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - М., 2010. - № 1.- С. 5-11. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 50 |
