Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2012 №3

Название статьи Эмоциональная среда семьи как фактор развития личности ребенка в замещающей семье
Авторы Шульга Т.И., Антипина М.А.
Серия Психологические науки
Страницы 32 - 40
Аннотация В статье раскрываются особенности эмоциональной среды замещающей семьи с приемны- ми детьми младшего возраста по сравнению с родной (кровной) семьей. Выделены критерии эмоциональной среды семьи, ее показатели и проявления в замеща- ющей семье с приемным ребенком и в родной семье. Подробно описаны особенности эмоционального состо- яния младших школьников в двух видах семей, их эмо- циональное отношение к членам замещающей и родной семьи, эмоции, исходящие от членов семьи, и особен- ности семейных систем. Описаны результаты отноше- ния приемных детей к замещающей семье и ее членам. На основе проведенного исследования показано, что младшие школьники более позитивно относятся к ма- тери, чем к отцу. Именно позитивный образ замеща- ющей мамы является для приемных детей основой их положительного эмоционального состояния в семье. Особое место в создании эмоциональной среды семьи занимает организация родителями совместного прове- дения досуговой деятельности.
Ключевые слова обогащенная и обедненная среда семьи, эмоциональная среда семьи, замещающая семья, приемные дети, деинституционализация, привязанности, социализация, десоциализация, адаптация, досуговая среда
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Арсланова С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особен- ностей личности младшего школьника: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - М., 2008. - 21 с.
2. Большакова Л.Н. Социально-психологическая адаптация родителей и детей в приемной семье: Автореф. дис. …канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. - 22 с.
3. Иванова И.М. Социально-педагогическая реаби- литация детей в условиях приемной семьи: Авто- реф. дис. …канд. психол. наук. - СПб., 2007. - 20 с.
4. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот. Про- фессиональная замещающая семья. - М., 2006. - 368 с.
5. Семья Г.В. Основы психологической защищен- ности детей, оставшихся без попечения роди- телей: Автореф. дис. …докт. психол. наук. - М., 2004. - 57 с.
6. Шульга Т.И. Смысложизненные ориентации вы- пускников интернатных учреждений // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». - М., 2010. - № 1.- С. 5-11.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 50

Лицензия Creative Commons