Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2012 №3

Название статьи Об исследовании способности к сочувствию и уровня развития моральных суждений у младших школьников
Авторы Байковская Н.А.
Серия Психологические науки
Страницы 41 - 47
Аннотация Статья посвящена вопросам морально- нравственного развития ребёнка в младшем школьном возрасте. Обосновывается актуальность формирования нравственной нормативности современных школьников в системе образования на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях. Представлено осмысление эволюции в философской и психологической литературе прошлого и современности понятий: мораль, моральное суждение, эмпатия. Раскрывается положение о когнитив- ной основе перехода ребёнка на более зрелые уровни морального развития. Описываются результаты иссле- дования когнитивного и эмоционального компонентов морально-нравственного развития через призму таких взаимосвязанных показателей, как способность ребёнка к эмпатии, эмоциональное понимание состояния другого и гибкость моральных суждений
Ключевые слова младший школьный возраст, нравственное развитие, сензитивный период развития, уровни морального развития, эмпатия, моральное суждение, гибкость моральных суждений
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовно- сти. - М., 1999. - 321 с.
2. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1975. - № 2. - С. 147-158.
3. Дробницкий О.Г. Понятие морали: историко- критический очерк // Дробницкий О.Г. Мораль- ная философия: Избр. труды. - М., 2002. - С. 11- 342.
4. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие до- школьника. - М., 1985. - 176 с.
5. Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал, 1980. - № 5. - Т. 1. - С. 43-53.
6. Соловьев В.С. Сочинения в двух томах, Т.1 - М., 1989. - 688 с.
7. Субботский Е.В. Исследования проблемы взаи- мопомощи и альтруизма в зарубежной психо- логии // Вопросы психологии, 1977. - №1. - С. 164-171.
8. Счастная Т.Н. Способность к сопереживанию у детей среднего и старшего дошкольного возрас- та. - М., 1987. - 23 с.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для само- го себя. - М., 2004. - 400 с.
10. Фундаментальное ядро содержания общего об- разования (серия «Стандарты второго поколе- ния») / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., 2011. - 40 с.
11. Piaget J. The moral judgment of the child. - London, 1932. - 418 с.
12. Kohlberg. L. The Philosophy of Moral Development, San Francisco, CA: Harper & Row, 1981 - 441 с.
13. Kohlberg L. The development of children's orientations toward a moral order, Vita Humana, 1963. - № 6. - Pр. 11-35.
14. Rogers Carl R. Empathic: an unappreciated way of being. The counseling psychologist, 1975. - Vol. 5. - № 2-10.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 9

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.