Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2012 №3

Название статьи ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Авторы Нисская А.К.
Серия Психологические науки
Страницы 55 - 62
Аннотация Данная статья посвящена описанию современных тенденций адаптации детей к обучению в школе в условиях модернизации российского образо- вания и изменения внешних и внутренних закономерно- стей психического развития детей. В работе приводятся фундаментальные и прикладные подходы к изучению процесса адаптации, рассматриваются мотивационный и социальный компоненты адаптации к школе, а также эмоциональное отношение к ней как индикатор успеш- ности адаптации. В статье описываются гендерные особенности процесса адаптации к школе. Полученные результаты позволяют говорить о некоторой рассогла- сованности компонентов адаптации. Основным мотивом первоклассников является социальный; дети способны к успешной кооперации и сотрудничеству, но большинство испытывает тревогу в ситуации общения с учителем. Мо- тивационный компонент адаптации более благополучен у девочек, а социальный - у мальчиков
Ключевые слова социально-психологическая адаптация, адаптация к обучению в школе, компоненты адаптации, современные особенности адаптации к школе, гендерные особенности адаптации к школе
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Битянова М.Р. Социальная психология. - СПб., 2008. - 368 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб., 2008. - 398 с.
3. Булгаков А.В. Дизайн группы как возможное ин- тегральное понятие в изучении и управлении межгрупповой адаптацией // Вестник МГОУ. Се- рия «Психологические науки», 2011. - № 1. - С. 45-53.
4. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое об- следование младших школьников. - М., 2005. - 159 с.
5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - СПб., 2004. - 208 с.
6. Карабанова О.А. Социальная ситуация разви- тия ребенка: структура, динамика, принципы коррекции: дис. …д-ра психол. наук. - М., 2002. - 379 с.
7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М., 2004. - 336 с.
8. Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс! Програм- ма адаптации детей к средней школе. - М., 2003. - 122 с.
9. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации: дис. …канд. психол. наук. - М., 1994. - 199 с.
10. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено- логия развития, детство, отрочество. - М., 2009. - 640 с.
11. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подрост- ков: психологическая природа и возрастная ди- намика. - М.; Воронеж, 2000. -304 с.
12. Психология развития: учебник / Т.Д. Марцин- ковская, Т.М. Маркотина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. - М., 2005. - 528 с.
13. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2004. - 368 с.
14. Цылев В.Р. О связи диагностики психологиче- ской готовности детей к школе и содержания коррекционных занятий // Психологическая на- ука и образование, 2000. - № 1. - С. 71-77.
15. Шульга Т.И., Шляпников В.Н. Особенности во- левой регуляции в процессе овладения профес- сиональной деятельностью // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», 2009. - № 2. - С. 85-91.
16. Шульга Т.И. Специфика оказания помощи се- мьям группы риска // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», 2010. - № 4. - С. 40-44.
17. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компо- нент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психоло- гические науки», 2012. - № 1. - С. 60-66.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 46

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru  

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.