Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки / 2013 №3

Название статьи ВОЗРАСТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРУДНОСТЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОВЛАДЕНИИ МАТЕМАТИКОЙ
Авторы Лобанова А.Д.
Серия Психологические науки
Страницы 109 - 116
Аннотация Статья посвящена анализу психологических трудностей в обучении математике у учащихся 5-ых классов. Высказывается предположение о том, что одним из условий возникновения трудностей является «непрохождение» предыдущего - младшего школьного - возраста и вследствие этого несформированность соответствующего новообразования этого возраста - теоретического мышления. Проведённое исследование демонстрирует не только актуальность проблемы, но и некоторые качественные характеристики мышления детей 5 класса.
Ключевые слова психологический возраст, социальная ситуация развития, теоретическое мышление, психологические новообразования, ведущая деятельность, учебная деятельность, позиция, ориентирующий образ мира
Индекс УДК 159.922.6
DOI
Список цитируемой литературы 1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - СПб., 2008. - 400 с.
2. Бурменская Г.В., Захарова Е.В., Карабанова О.А., Лебедева Н.Н., Лидерс А.Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2002. - 416 с.
3. Буровихина И.А., Лидерс А.Г. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 2(8). - С. 75-81.
4. Буровихина И.А., Лидерс А.Г. Стилевые характеристики семантики образа мира современного подростка // На пороге взросления. Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М., 2011. - С. 97-99.
5. Буровихина, И.А. Лидерс А.Г. Представления о прошлом в субъективной картине жизненного пути современных подростков // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. - М., 2011. - С. 176-185.
6. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина. - М., 1966. - 443 с.
7. Высоцкая Е.В., Павлова В.В. Деятельностная проработка предмета в различных образовательных системах и качество усвоенных действий // Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / под ред. В.В. Рубцова, Н.И. Поливановой. - М., 2007. - С. 223-250.
8. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учеб. пособие. - М., 2007. - 400 с.
9. Гальперин П.Я. Организация умственной деятельности и эффективность учения // Возрастная и педагогическая психология; Материалы Всесоюзного совещания. Пермь, 10 - 14 апреля 1973. - Пермь, 1974. - С. 90-103.
10. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Пиаже о развитии детского мышления // Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967. - С. 596-621.
11. Елагина С.Г. Причины снижения успеваемости в пятом классе // Первое сентября. [Электронный ресурс] http://ps.1september.ru/article.php?ID=200702312 (дата обращения: 12.05.2013)
12. Карабанова О.А. Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции). Дис.. докт. психол. наук. - М., 2002. - 379 с.
13. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка // Психологические основы развития ребёнка и обучения / Под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - М., 2009. - С. 103-123.
14. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. - М., 2003. - 250 с.
15. Лубовский Д.В. Понятие ведущей деятельности в работах Л.С. Выготского и его последователей // Культурно-историческая психология. - 2009. -№ 4. - С. 2-6.
16. Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - М., 2009. - 288 с.
17. Топузова О.А. Из начальной школы в основную: проблемы преемственности // Первое сентября. [Электронный ресурс] http://festival.1september.ru/articles/510303/ (дата обращения: 12.05.2013)
18. Цукерман Г.А. Поиск новых средств решения учебных задач в начальной и основной школе // Вопросы психологии. - 2009. -№ 6. - С. 13-22.
19. Цукерман Г.А. Типы поисковой активности учащихся в начальной и основной школе // Вопросы психологии. - 2010. - № 1 - С. 15-23.
20. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. - М., 2010. - 432 с.
21. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2007. — 384 с.
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М., 2006. - 342 с.
23. Simmons R.G., Blyth D.A. Moving into adolescence: The impact of pubertal change and school context. N.Y.: De Gruyter, 1987. - 441p.
24. http://statgrad.mioo.ru/ (портал Статград)
25. http://statgrad.mioo.ru/sg09_10/kr090917/zadan/kr090917kl5.pdf
26. http://statgrad.mioo.ru/sg12_13/statistics/12091805.pdf
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.