Вестник МГОУ. Серия: Философские науки / 2011 №4

Название статьи К ВОПРОСУ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ
Авторы Павельева Т.Ю.
Серия Философские науки
Страницы 83 - 90
Аннотация В статье анализируется проблема вы- деления сущностных признаков научных школ. В связи с этим рассматриваются вариативные точки зрения разных исследователей по вопросам идентификации научных школ и аргументируется собственная позиция автора, состоящая в том, что научная школа представляет со- бой один из типов научного сообщества, особую форму кооперации научной деятельности. Она образует ту ди- намическую единицу науки, которая обеспечивает пре- емственность научного знания и создаёт условия для его развития. В статье подчёркивается, что в научной школе соединяются когнитивная, социальная и социально-пси- хологическая составляющие научной деятельности.
Ключевые слова научная школа, научный коллектив, научно-исследовательская программа, учёный-лидер, нормальная наука, научная революция
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Александров Д.А. Научные школы как соци- альные сети // Академические научные школы Санкт-Петербурга. СПб., 1998. С. 11-18.
2. Белых А.А. История советских экономико-ма- тематических исследований (1917 - начало 60-х годов). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990. 144 с.
3. Ватти К.В., Тихомирова М.М. Ленинградская генетическая школа // Вопросы истории естест- вознания и техники. 1991. № 4. С. 27-34.
4. Гаджиев И.М., Гамзиков Г.П., Ильин В.Б. и др. Состояние и перспективы развития почвоведе- ния и агрохимии в Сибири // Научные доклады высшей школы. Сер.: Биол. науки. 1987. № 9. С. 64-77.
5. Гасилов В.Б. Научная школа - феномен и иссле- довательская программа науковедения // Школы в науке: Сборник / Под ред. С.Р. Микулинского,М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М.: На- ука, 1977. 523 с.
6. Джибладзе Н.Н. Некоторые вопросы исследова- ния феномена научной школы // Социологичес- кие проблемы формирования творческой лич- ности и творческого коллектива. Тбилиси, 1985. С. 91-104.
7. Дюментон Г.Г. Сети научных коммуникаций и организация фундаментальных исследований. М.: Наука, 1987. 103 с.
8. Елисеев Э.Н. Закономерности развития научных школ в кристаллографии // Методологические проблемы кристаллографии. М., 1985. С. 91-101.
9. История механики в России. Киев, 1987. 233 с.
10. Кедров Б.М. Научная школа и ее руководитель // Школы в науке: Сборник / Под ред. С.Р. Мику- линского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штей- нера. М.: Наука, 1977. 523 с.
11. Козлов Б.И. Возникновение и развитие техни- ческих наук: Опыт историко-теоретического ис- следования. Л.: Наука, 1988. 248 с.
12. Криворученко В.К. Научные школы - важней- ший фактор развития современной науки // Ин- формационный гуманитарный портал ?Знание. Понимание. Умение?. 2011. № 2.
13. Кун Т. Структура научных революций. М.: Про- гресс, 1975. 288 с.
14. Куперштох Н.А. Научные школы России и Си- бири: проблемы изучения // Философия науки. №2(25). С. 93-106.
15. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобще- ние к научной школе // Психологический жур- нал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106-111.
16. Мальцене Л. Информационные связи научной школы и их роль в подготовке потребителей и создателей научной информации // НТИ / ВИНИТИ. Сер. 2. 1986. № 9. С. 1-6.
17. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. М.: Наука, 1988. 287 с.
18. Мирзоян Э.Н. Развитие сравнительно-эволю- ционной биохимии в России. М.: Наука, 1984. 281 с.
19. Соловьев Ю.И. История химии в России: науч- ные центры и основные направления исследова- ний. М.: Наука, 1985. 416 с.
20. Тархан-Моурави Г.И. Структура индивидуаль- ного целеполагания в научных сообществах // Социологические проблемы формирования творческой личности и творческого коллектива. Тбилиси, 1985. С. 105-114.
21. Храмов Ю.А. История формирования и разви- тия физических школ на Украине. Киев, 1991. 323 с.
22. Храмов Ю.А. Научные школы в физике. Киев, 1987. 398 с.
23. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и науч- ная школа // Школы в науке: Сборник / Под ред.С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Креба,Г. Штайнера. М.: Наука, 1977. 523 с.
24. Ярошевский М.Г. Оппонентный круг и научное открытие // Вопросы философии. 1983. № 10. С. 49-61.
25. Polany M. Personal Knowledge. Oxford, 1958. 244 р.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 11

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru  

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.