Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2011 №2

Название статьи К вопросу о фреймовом подходе в преподавании русского как иностранного и английского языков
Авторы Тёрёчик Л.Б.
Серия Педагогика
Страницы 82 - 91
Аннотация Учебные тексты и упражнения, представ- ленные в современных учебниках русского как иностран- ного и английского языков, рассматриваются в статье с позиций теории когнитивных структур. Показано, что за- частую они представляют собой вербализации того или иного фрейма. Организация и представление учебного материала в соответствие с фреймовыми структурами облегчает его понимание и способствует его усвоению. Обсуждается возможность применения фреймового под- хода на начальном этапе обучения. Предлагается ре- шать проблему «искусственности» «фреймообразных» текстов, базирующихся на сценарных фреймах, путем изменения формы представления соответствующего лексико-грамматического материала. Удачной, с методи- ческой точки зрения, формой «фреймообразных» мате- риалов признаются упражнения трех типов - хронологии, «психологические» тесты и вопросники.
Ключевые слова методика преподавания РКИ, фреймовый подход, начальный этап, тексты, упражнения когнитология, когнитивные структуры
Индекс УДК
DOI
Список цитируемой литературы 1. Борзова Е.В. Виды проблемных заданий при обучении устной речи и чтению на иностранном языке // Лингвометодические аспекты препода- вания иностранных языков в вузе. Материалы Всесоюз. межвуз. научно-прак. конф. (6-9 июня 1989г.). Петрозаводск, 1990.
2. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитив- ной модели языка // Новое в зарубежной линг- вистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М.: «Прогресс», 1988.
3. 3. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002.
4. Колодочка Т.Н. Фреймовое обучение как педаго- гическая технология: автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004.
5. Коппл Э., Латышева А.Н., Паршин П.Б. Обучение иностранным языкам: Лингвистика и методика (идеи, проблемы, перспективы) // Научно-тех- ническая информация. Серия 2. Информацион- ные процессы и системы. М., 1992. № 2.
6. Минский М. Структура для представления знаний // Психология машинного зрения. М.: «Мир», 1978.
7. Латышева А.Н., Тюрина Г.А. Фреймовый словарь в преподавании русского языка // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. Докла- ды и сообщения российских ученых. М., 1999.
8. Леонова С.Д. Специфика работы над лексикой современного русского языка // Материалы IХ Конгресса МАПРЯЛ. Братислава, 1999 г. Докла- ды и сообщения российских ученых. М., 1999.
9. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Изд. 3-е, стереотипное. М.: КомКнига, 2005.
10. Норман Д. Как мы обучаемся? Как запоминаем? // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппе- нрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.
11. Норман Д. Схемы, сценарии и прототипы // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрей-тер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000.
12. Тёрёчик Л.Б. О «тематических» учебных текс- тах: проблемы и перспективы // Русское слово в мировой культуре: материалы Х КонгрессаМАПРЯЛ. Санкт-Петербург, 30 июня - 5 июля. Методика преподавания русского языка: тради- ции и перспективы. В 4-х т. Том 1. Националь- но-культурная специфика речевого поведения и проблемы обучения русскому языку как инос- транному. СПб.: Политехника, 2003.
13. Тюрина Г.А. Фреймовый способ организации лексики в практическом курсе русского языка как иностранного: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.
14. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Ког- нитивные аспекты языка. М., 1988.
15. Травкина А.Д. Фоновое интонационное знание как составная часть языковой компетенции // Фонетика и психология речи. Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Вишневская Г.М. Иваново, 1984.
16. Формановская Н.И. Речевое общение: комму- никативно-прагматический подход. М., Рус. яз., 2002.
17. Хавронина С.А. Говорите по-русски (для англо- говорящих на англ. языке). М.: Рус. яз., 1987.
18. Халеева И.И. Основы теории обучения понима- нию иноязычной речи. М., 1989.
19. Чейф У.Л. Память и вербализация прошлого опыта // Текст: аспекты изучения семантики, прагматики и поэтики / Сборник ст. М.: Эдито- риал УРСС, 2001.
20. Шляхов В.И. Речевой сценарий и обучение рус- ской речи. Ситуативный и сценарный подходы // Живая методика для преподавания русского языка как иностранного. М.: «Русский язык. Курсы», 2005.
21. Clive Oxenden, Paul Seligson. English File 1, Student's Book. Oxford University Press, 2002.
22. Joanna Collie and Stephen Slater. True To Life Elementary, Class Book. Cambridge University Press, 1997.
23. Liz and John Soars. Headway Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 1997.
24. Liz and John Soars. Headway Elementary, Workbook. Oxford University Press, 1997.
25. Liz and John Soars. Headway Pre-Intermediate, Student's Book. Oxford University Press, 1997.
26. Liz and John Soars. New Headway Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 2000.
27. Ruth Gairns and Stuart Redman. True To Life Pre- Intermediate, Class Book. Cambridge University Press, 1995.
28. Schank R.C. Tell me a story: A New Look at real and artificial Memory. New York, 1990.
29. Tom Hutchinson. Lifelines Elementary, Student's Book. Oxford University Press, 1999.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 14

Лицензия Creative Commons

Лицензия Creative Commons

CyberLeninka

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

© 2007 - 2019 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Материалы журналов распространяются в соответствии с лицензией CC BY.