Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2013 №6
Название статьи | ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ СИНЕСТЕЗИИ В РОМАНЕ В. Ф. ОДОЕВСКОГО «РУССКИЕ НОЧИ» |
Авторы | Дрошнев Д.Д. |
Серия | Русская филология |
Страницы | 54 - 58 |
Аннотация | Статья рассматривает особенности создания языковой синестезии в романе В.Ф. Одоевского «Русские ночи». Объектом изучения избраны синестетические метафорические образы с семантическим компонентом музыка в своей структуре. Анализ развёрнутой синестетической метафоры приводит автора к выводам, слияние в одном художественном образе двух типов синестезии — на уровне идеи синтеза искусств и на уровне семантики слов — характеризует В.Ф. Одоевского как сторонника романтизма; сложность метафоризации и полимодальность образного переноса определяет мастерство писателя и понимание им специфики музыкального искусства; содержащаяся в синестетическом образе эмоциональная оценка и использование его в ключевой позиции текста-в-тексте доказывает важность синестезии как смыслопорождающего элемента произведения. |
Ключевые слова | синестезия, языковая и индивидуально-авторская метафора, художественный образ, языковые средства, текст-в-тексте, интермодальность, метафоризация |
Индекс УДК | 811.161.1’37 |
DOI | |
Список цитируемой литературы | 1. Герасименко Н.А. Семантика превращения в неглагольном предложении // Вестник «КРАУНЦ». Серия «Гуманитарные науки». - 2003. - № 1. - С. 25-30. 2. Елисеева О.А. Метонимические и метафорические способы описания характера концептуализации чувственного восприятия // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 5-1. - С. 62-65. 3. Зайцева М.Л. Синестезийное восприятие и познание объективной реальности в пространстве эстетических коннотаций // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова - 2012. - Т. 18. - № 1. - С. 164-167. 4. Заиченко А.А., Картавенко М.В. Синестезия - феноменология, виды, классификации // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. - 2011. - № 3. - С. 48-60. 5. Леденёва В.В. О лексике современных коммуникативных сфер: семантический портрет слова телевизация // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - 2012. - № 6. - С. 12-16. 6. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») / Сост. Р.Г. Григорьева, пред. С.М. Даниэля. - СПб.: Академический проект, 2002. - 544 с. 7. Молодкина Ю.Н. Модели полимодального переноса в синестетических метафорах // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2010. -№ 7 - С. 64-70. 8. Одоевский В.Ф. Русские ночи / Издание подготовили Б.Ф. Егоров, Е.А. Маймин, М.И. Медовой. — Л.: Наука, 1975. — 319 с. (в тексте сокр.: РН) 9. Першукова С.В. Роль метафор с компонентом глаза в произведениях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - № 5 - С. 72-76. 10. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / РАН. Ин-т рус. яз.; Под общ. ред. Н.Ю. Шведовой. Т. I, III. - М., 2002. 11. Синцова С.В. Синестезия как способ предвидения новых искусств (на материале русских романтиков) // Учёные записки Казанского университета. - Серия «Гуманитарные науки». -2006. - Т. 148. - № 3. - С. 263-269. 12. Филиппова Г.Н. К вопросу о статусе стилистического приема синестезии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2009. - № 3 - С. 59-62. |
Полный текст статьи | |
Кол-во скачиваний | 13 |
