Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2013 №6

Название статьи ПОЭТИКА НАРОДНОГО ТЕАТРА В ПЬЕСЕ Д. ХАРМСА «ЦИРК ШАРДАМ»
Авторы Линде Ю.В.
Серия Русская филология
Страницы 115 - 121
Аннотация В статье впервые рассматривается влияние поэтики народного театра в пьесе Д. Хармса «Цирк Шардам» на уровне системы персонажей, художественного приёма (подчёркивается условность театральной игры, активный контакт со зрителем; карнавальное начало); речевых особенностей (игра слов, близких по звучанию, «заумная» речь, использование раёшного стиха, балаганные споры и перебранка). Разрозненные элементы балагана, народных зрелищ не создают целостного карнавального мироощущения в «Цирке Шардам», но используются как отдельные фрагменты, смонтированные случайным образом. Игра с элементами народного театра лишена смысла и происходит только ради самой игры форм, что предвосхищает драматургию абсурда и поэтику постмодернизма.
Ключевые слова Даниил Хармс, поэтика, народный театр, абсурд, ОБЭРИУ, «Цирк Шардам»
Индекс УДК 82.09
DOI
Список цитируемой литературы 1. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура Средневековья. - М.: Худож. лит., 1990. - 541 с
2. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. - М., Искусство, 1971. - 543 с.
3. Голдовский Б. История драматургии театра кукол. - М.: Дизайн Хаус, 2007. - 328 с.
4. Дмитриев Ю.А. Цирк в России. От истоков до 1917 года. -М.: «Искусство», 1977. - 415 с.
5. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. - СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1995. - 470 с.
6. Кобринский А.А. Поэтика “ОБЭРИУ” в контексте русского литературного авангарда. В 2 ч. - M.: Изд-во Моск. культурол. лицея Nr. 1310, 2000. -188 с.
7. Красильникова Е.Г. Драматургия обэриутов. -Пенза: ПГПУ, 1998. - 28 с.
8. Лихачёв Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. - Л.: Наука, 1984. - 295 с.
9. Минц К. ОБЭРИУты. // Вопросы литературы. 2001. - № 1.
10. Народный театр. Сост. Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. - М.: Сов. Россия, 1991. - 541 с.
11. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII -начало XX века. - СПб., Азбука-классика, 2004. -254 с.
12. Нефагина Г.Л. Балаган в драматургии русского авангарда // Драма и театр: Сб. научн. трудов. Вып. III. - Тверь, Тверской гос. ун-тет, 2002. -219 с.
13. Нефагина Г.Л. Поэтика драматургии футуристов и обэриутов (к вопросу о преемственности) // Научные труды кафедры русской литературы БГУ - Минск: РИВШ, 2008. - 151 с.
14. Савушкина Н.И. Русская народная драма: художественное своеобразие. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 232 с.
15. Сарафанова Н.В. Традиции русского народного театра в литературе авангарда 1910-х - 1930х годов: кубофутуризм, имажинизм, обэриу: дисс.. филол. наук. - М., 2008. - 243 с.
16. Хармс Д. Собрание сочинений: в 3 тт. Сост. Сажин В.Н. Т. 3: Тигр на улице. - СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.
17. Хармс Д. Цирк Шардам: собрание художественных произведений. Сост.: Сажин В.Н. - СПб: Кристалл, 2001. - 118 с.
18. Daniil Kharms and the Poetics of the Absurd: Essays and Materials. Basingstoke and London: Macmillian, 1991. - 282 с.
19. Graham Roberts. The last Soviet avant-garde. Oberiu - fact, fiction, metafiction. Cambridge University press, 1997. - 274 с.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 8

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.