Вестник МГОУ. Серия: Русская филология / 2015 №5

Название статьи ПРИЁМ ПРОЗОПОГРАФИИ
Авторы Михайлова М.Ю.
Серия Русская филология
Страницы 45 - 51
Аннотация Показано, что прозопография как приём дескрипции вымышленного существа обладает собственной системой средств выражения. Последняя обнаруживает сопряжённое сосуществование с планом передачи функционально-семантической категорией невыразимого, поскольку значение невыразимого как характеристическая черта имманентно присуще миру трансцендентального. Средства выражения прозопографии распределяются по трём частям, соотносимым с этапами восприятия нового. Вводная часть содержит неопределённые местоимения с аффиксами не- и -то, последовательно аудиальную (факультативно обонятельную и/ или осязательную) и визуальную лексику, «отрицательные определения». Вводная часть прозопографии способна содержать синтаксические конструкции то ли..., то ли...; не то..., не то...; не..., не..., а... Основная часть включает «калейдоскоп номинаций», различных по грамматической категории рода, местоименный субстантиват оно в значении ‘небывалое существо’. Если в прономинативе оно актуализировано значение ‘нечто трудно вербализуемое, страшное, неотвратимое’, это - не прозопография. Заключительная часть прозопографии содержит конкретное существительное, нарицательное и/ или собственное, окказиональный субстантиват.
Ключевые слова функционально-семантическая категория, невыразимое, стилистический приём, прозопография, дескрипция вымышленного существа, дескриптивная лексика, неопределённые и личные местоимения, отрицательные определения, анализ художественного текста, номинативная цепочка
Индекс УДК 81-133
DOI 10.18384/2310-7278-2015-5-45-51
Список цитируемой литературы 1. Азарова Н.М. Поэтическая грамматика Айги. К преимуществам межъязыкового мышления [Электронный ресурс]. -http://natalia-azarova.com/cgi-bin/index. pl?p=poet_gram_ajgi (дата обращения: 16.07.2015).
2. Бабайцева В.В. Местоимение это и его функциональные омонимы. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 168 с.
3. Гаврилова М.В. Никто, ничто и кто угодно: «апофатика» Ю. Буйды // Логический анализ языка. Ассерция и негация. М., 2009. С. 297-305.
4. Заика В.И. Очерки по теории художественной речи. Великий Новгород: Новг. гос. ун-т, 2006. 407 с.
5. Косицкая Г.Г. Графически маркированные местоимения в языке художественной прозы Л. Леонова // Актуальные проблемы лексикологии и словообразования. Новосибирск, 1972. Вып. 1. С. 138-151.
6. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 940 с.
7. Сырица Г.С. Семантика невыразимого как этнокультурный феномен // Славянские языки в современном мире. М.: МГУ, 2009. С. 294-295.
8. Сырица Г.С. Актуализация авторских смыслов в художественном смысле. Лингвопоэтический аспект. М.: ФЛИНТА: Наука, 2014. 160 с.
9. Фёдоров М.Л. Местоимения, выделенные курсивом, в лирике Ин.Анненского // Русская речь. 2005. № 4. С. 15-21.
10. Шувалова И.Е. К вопросу о субстантивации местоимений в русском языке // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 43. Филология. Искусствоведение. Вып. 39. С. 153158.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 2

 

CyberLeninka

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

     

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.