Вестник МГОУ. Серия: Педагогика / 2016 №2

Название статьи ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ НА ОСНОВЕ АССОЦИАТИВНОЙ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГНОСТИКИ
Авторы Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Вайндорф-Сысоева М.Е.
Серия Педагогика
Страницы 151 - 163
Аннотация Проблема объективности оценки знаний учащихся как одна из самых важных в педагогической теории и практике имеет многовековую историю, однако эффективного решения, по сути, до сих пор выработано не было. Этому есть объективное объяснение в виде существования множества факторов, влияющих на процесс оценивания, лишь немногие из которых являются детерминированными. Выявление самого факта субъективизма преподавателей в оценке знаний учащихся во многих случаях затруднен. Основным подходом, как правило, являются методы математической статистики. В то же время существуют более эффективные методы, построенные на применении ассоциативных (нейросетевых) моделей прогнозирования и диагностики показателей учебного процесса. Выдвигается гипотеза исследования: в учебном процессе объективно существуют индивидуальные особенности преподавателей, находящие отражение в их профессиограмме, которые одновременно проецируются на методику изложения учебного материала, оценивания знаний учащихся. В ходе исследования установлено, что подобные субъективные особенности на практике проявляются в виде системных (одного знака) отклонений от прогнозных значений педагогической модели прогнозирования ассоциативного типа, обученной по репрезентативной выборке преподавателей кафедры и данным балльнорейтинговой системы учащихся. По результатам выявленных систематических отклонений необходимо выработать корректирующие воздействия на методику преподавания и оценивания данных преподавателей.
Ключевые слова педагогическая прогностика, статистические методы, проверка гипотез, выборка, балльно-рейтинговая система, рейтинговый балл
Индекс УДК 378.14
DOI 10.18384/2310-7219-2016-2-151-163
Список цитируемой литературы 1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М., 2012. 480 с.
2. Горычева С.Н., Эндзинь М.П. Развитие дидактической компетентности учителя : пособие. Великий Новгород, 2006. 96 с.
3. Карпов В.Г., Фаткуллин Н.Ю. Ассоциативный подход в решении задач педагогической прогностики // Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика». 2013. № 1. С. 71-74.
4. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения. М., 2003. 46 с.
5. Малыгин А.В. Разработка и реализация системы мониторинга качества обучения в инновационном образовательном процессе вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2012. № 1. С. 40-44.
6. Оськина М.Н. Компетентностный подход в подготовке преподавателей высшей школы для технических вузов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. № 1. С. 45-49.
7. Плахотникова И.В., Зотова Л.Э. Особенности личности преподавателя высшей школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2011. № 2. С. 149-156.
8. Савина Т.А., Киселева Е.А. Психолого-педагогические особенности профилактики профессионально-личностных деструкций педагога // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2014. № 1. С. 123-128.
9. Сластенин В.А. Педагогика: Профессиональная компетентность педагога. М., 1992. 237 с.
10. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 22-31.
11. Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Бахтизин Р.Н. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов по математике с использованием информационно-коммуникационных технологий в ГОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» // Материалы четвертой межд. конф. по вопросам обучения с применением технологий e-learning «MOSCOW Education Online 2010», Москва, Гостиничный комплекс «Альфа», 29 сентября - 1 октября 2010 г.: М., 2010. С. 62-64.
12. Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Бахтизин Р.Н. Внедрение балльно-рейтинговойсистемы оценки знаний студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий и поведение процедур мониторинга и прогнозирования оценки успеваемости студентов по математике методами нейросетевых технологий // Электронная Казань 2010 : материалы второй Всерос. науч.-практ. конф., Казань, 16-22 апреля 2010 г. ; Редкол. : К.Н. Пономарев (пред.) и др. Казань, 2010. С. 255-258.
13. Фаткуллин Н.Ю., Шамшович В.Ф., Бахтизин Р.Н. Диагностика и прогнозирование успешности процесса обучения учащихся на основе нейронных сетей // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., Москва, ВВЦ, 29. 09 - 02. 10. 2009 ; отв. ред. В.И. Солдаткин. М., 2009. С. 184-187.
Полный текст статьи pdf
Кол-во скачиваний 16

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru

   

© 2007 - 2018 Московский государственный областной университет

При цитировании ссылка на «Вестник МГОУ» обязательна. Воспроизведение материалов в печатных, электронных или иных изданиях, без разрешения редакции, запрещено. Опубликованные в журнале материалы могут использоваться только в некоммерческих целях.